Лютеранская церковь в бывшей немецкой колонии Цюрих.
Сейчас с. Зоркино Марксовского района Саратовской области.
Церковь Иисуса в немецком поволжском селе Цюрих
Рассказывая о немецкой колонке Цюрих, мой дедушка Рольф Андреевич Райт (1908-1993) каждый раз подчёркивал, что "это было село".
- А знаешь, - спросил он меня однажды, - чем село от деревни отличалось? - Да тем, - пояснил, - что в селе обязательно должна была быть церковь.
Лютеранская церковь в немецкой колонии Цюрих была
построена почти с самого момента основания колонии в 1767 г. Но это
была деревянная церковь. В 1877 г. в селе взамен деревянной была
построена новая каменная церковь в неороманском стиле. Здание было
рассчитано на 900 мест. Орган для церкви заказывали специально в
Германии, очевидно в фирме "Orgelbau W. Sauer".
Иоганн Грефенштейн, отец которого был последним старостой села Цюрих, и который составил план этого села, вспоминал:
"Пять улиц сплошь из деревянных домов, только церковь кирпичная, трёхметровый крест на ней и на пять сёл один пастор".
Все эти пять сёл - Беттингер, Шафгаузен, Гларус, Базель, Цюрих - относились к Баратаевскому (Беттингерскому) лютеранскому приходу. Справедливости ради замечу, что первоначально колония Цюрих относилась к Екатериненштадтскому приходу.
Из рассказов дедушки я знаю, что семья Райт строго
придерживалась лютеранской веры, но работа для сельских жителей была
всё же важнее. Так, к примеру, в великие праздники Рождества Христова
или на Пасху в церковь отправлялись не все семьи Райт (а их было
несколько дворов), а только один человек от каждой семьи. Было ли это
свойственно только Райт или всем семьям села Цюрих, мне неизвестно. "Праздники от будней отличались только более вкусным ужином", - вспоминал дедушка.
В 1920-30-х гг. гонения на религию в Советском
Союзе привели к тому, что подавляющее большинство оставшихся к тому
времени в стране пасторов были осуждены "за контрреволюционную
деятельность". Церкви переоборудовали в МТС (машинно-тракторные
станции), дома культуры или склады. Сносились колокольни,
демонтировались органы, осквернялись алтари. Не избежала этой участи и
церковь в с. Цюрих.
Из воспоминаний Доротеи Герлитц (урождённой Кюль),
1925 года рождения, бывшей жительницы села Цюрих, проживающей в
настоящее время в Дортмунде (Германия):
"К кресту церкви привязали канат. Крест
подпилили с одной стороны, чтобы легче было валить. Канат был привязан
к лебёдке, которая находилась у школы напротив церкви. Лебёдку крутили
пьяные представители власти. Мы как раз учились в школе, двухэтажное
такое здание там было, и мы всё видели в окно.
После пастора Гершельманна
примерно в 1937-39 годах обязанности пастора выполняла женщина. Очень
высокая такая, интеллигентная женщина. Фамилию её я не помню. Было
достаточно много верующих, и она выполняла потребности людей в
религиозных обрядах. Жила она на квартире у Кюрцен (неразб.) - был такой портной, обшивал в то время всё село."
В середине 1930-х гг. церковь была закрыта, а
здание использовалось сначала под зернохранилище, затем здесь
располагалась мастерская. В последнее время в бывшей церкви был клуб, в
котором показывали кино, но, по сообщениям местных жителей, звучание в
кинозале было довольно неразборчивое.
В 1992 году здание сгорело. От прежней церкви
остались одни лишь кирпичные стены, заросшие густым кустарником. Но и
они продолжают удивлять красотой архитектуры, напоминая о былом величии
лютеранской кирхи.
Andreas Reith,Москва, январь 2009 г.
Автор выражает благодарность Игорю Плеве, Андреасу Идту и Андреасу Мюллеру за помощь, оказанную при написании статьи.
При подготовке статьи использованы:
1. Лиценбергер О. А. Евангелическо-лютеранская церковь и советское государство. Готика. М., 1999.
2. Heimatbuch der Deutschen aus Rußland 1969-1972. Stuttgart, 1972.
3. Воспоминания жителей села Цюрих.
Взято с сайта http://www.wolgadeutsche.net
|